Купить билеты
Цикл лекций Александра Музафарова "Вещи, изменившие мир". 14 лекций. Возраст 10+

Искусство и культура 0+

О курсе:

Мир, окружающий нас, состоит не только из людей и явлений природы, но из сотворенных человеком вещей. И эти вещи меняют окружающую реальность чаще, чем могучие полководцы и ловкие политики.

За каждой такой вещью – труд человека, помноженный на пытливый ум и гениальное озарение. Поэтому, говоря о вещах, мы будем говорить и об их создателях, и о владельцах, и о том, как эти вещи меняют наш мир.

Без истории вещей трудно себе представить историю людей. Попробуем немного заполнить этот пробел.

Программа курса:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Лекция №1. Путь меча. От ахейцев до джедаев

Меч – символ воинской доблести и чести. Экскалибур короля Артура, Дюрандаль Роланда, Жуайез Карла Великого, меч-кладенец русских богатырей – это оружие стало легендарным и вошло в историю. 
Меч — один из самых эффективных видов оружия в истории человечества. Когда и как он появился, и почему владение мечом добавляло почета и уважения? Кто такие «люди меча» и существуют ли они сейчас?
Как и из чего делались мечи, как менялись в ходе истории и как преображалась история под их разящими ударами? Какое будущее ожидает клинковое оружие?

Обо всем этом поговорим на первой лекции нового цикла «Вещи, изменившие мир».

Лекция №2. Хлеб – всему голова. Или когда появились продукты с ГМО? 

Много тысяч лет назад наши предки совершили радикальный переворот в своей жизни – от охоты и собирательства перешли к земледелию и скотоводству. Одним из самых замечательных изобретений той далекой эпохи является хлеб. Это случилось в такие стародавние времена, что ученым пришлось потратить немало сил, чтобы разгадать тайны хлеба. И эти поиски тоже были весьма интересными и драматичными.

Да, были времена, когда люди не знали вкуса хлеба. Когда и где впервые стали выращивать пшеницу и другие злаки? Чем хлеб лучше каши? 

В России хлеба стал символом еды как таковой – «на хлеб бы хватило». Какую роль играл этот продукт в истории нашей страны и какое место занимал на столе и в жизни? 

О самом насущном и, в то же время, самом загадочном продукте питания поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».


Лекция №3. Дом – суперодежда или микровселенная?

Одним из высших достижений современной цивилизации является жилой дом.  Да, самый обычный жилой дом, с создания которого и начинается путь человека к цивилизации. 

А зачем вообще человеку дом? Ведь первые люди вполне обходились и без него. Где и когда появились первые дома? Как жилище влияет на социальный уклад и развитие общества? Как дома влияют на тип поселения?

Советские археологи сначала "загнали" древних русичей в землянки, потом передумали и "поселили" их в теремах. А все-таки, как выглядели дома на Руси? 

Почему советская власть объявила войну домам и как была вынуждена отступить на заранее подготовленные позиции?

О привычном и почти незаметном для нас достижении истории, жилом доме, поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».


Лекция №4. Корабль. Владыки морей

Как известно, большую часть поверхности земного шара покрывает вода, а человек совершенно не приспособлен к передвижению в водной стихии – ни ласт, ни жабр, ни плавников. Но такой важный орган, как головной мозг, помог создать одно из самых удивительных изобретений — корабль.

Лучший транспорт и сильнейшее оружие – какими только ни были корабли по назначению и конструкции. Можете представить себе семимачтовый парусник? А пароход с пятью трубами, шестью мачтами и гребными колесами? А колесный авианосец? Между тем, все эти корабли реально существовали!

А еще у каждого корабля – от крошечной яхты, до громадного авианосца – есть своя душа. И далеко не всегда мужская. Не случайно в английском языке слово «корабль» — женского рода. Корабль способен на верность, любовь и даже на измену и коварную месть! 

Об одном из самых древних и самых современных изобретений человека поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир»

 

Лекция №5. Бытовая техника. Как примус освободил женщину.

В наши дни часто говорят о том, что роботы сделают многие профессии ненужными. Поздно спохватились! Они уже сделали это! Неприметные бытовые приборы убили профессии прачки, кухарки, посудомойки и почти добили горничных. 

Газовая и электрическая плита, холодильник, стиральная машина, пылесос…  Их влияние на развитие быта и образа жизни людей таково, что впору задуматься: кто больше сделал для женского равноправия – эти незаметные приборы или Клара Цеткин и Ко?

Революция в бытовой технике, начавшаяся в конце XIX века, радикально изменила домашний уклад и традиционные гендерные роли в обществе. Почему это произошло? Как техника пришла в каждый дом и на чем закончится это вторжение? Или зачем холодильнику и пылесосу выход в интернет?

О незаметных, но весьма важных изобретениях на нашей кухне речь пойдет в очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

 

Лекция №6. Автомобиль. Незаконнорожденное дитя прогресса

XIX век считался в Европе веком пара, на смену которому должен придти век электричества. Еще немного – и электрические кареты забегают по улицам городов, отправив на заслуженный отдых славных лошадок. Но… На дороге появились рычащие моторами и оставляющие сизый дымок экипажи с двигателями внутреннего сгорания. Началась автомобильная эра.

Стремительно совершенствуясь, автомобили захватывали сушу, побеждая и тягловых животных, и паровых и электрических конкурентов. Они ломали социальные барьеры, пространство и время, формировали мировоззрение и меняли внешний вид людей, облик городов и многое другое. 

Знаете ли Вы, что первое путешествие на автомобиле совершила женщина? Что в десятые годы ХХ века автомобиль обгонял не только поезд, но и самолет? Что руль не сразу стал круглым, а фары – электрическими?

О самом распространенном транспортном средстве на Земле поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

 

Лекция №7. Порох – концентрат силы.

Говорят, что порох придумали китайские алхимики, пытавшиеся найти секрет вечной жизни.

Есть версия, что порох изобрели немецкие монахи, желавшие изгнать с его помощью врага рода человеческого. Так или иначе, перед нами одно из двух величайших открытий Средневековья, секрет которого до конца не ясен даже современным химикам.

Этот черный порошок изменил характер войны, не менявшийся со времен каменных молотков, а еще – границы государств, социальную структуру общества, баланс сил в мире и многое другое. 

Получить этот концентрат силы было не просто. Для этого приходилось копаться в человеческих отбросах (в самом прямом смысле), разорять гнездовья птиц и использовать силу воды.

Острый запах порохового дыма стал запахом истории. Он доносился не только с полей сражений, но и из горных шахт, рукотворных каналов, первых транспортных туннелей. 
И даже когда военные стали использовать новые взрывчатые вещества, порох не собирается уходить в отставку.  О об одном из самых известных и самых загадочных изобретений человечества поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Лекция №8. Истории с одеждой, или одежда в истории.
Шкуры, платья, мундиры, скафандры

Понятно, почему человек носит одежду, – потому что на улице холодно. Куда сложнее ответить на вопрос, почему одежда меняется со временем. Почему мы не носим туники и тоги (хотя могли бы), а римляне – не носили штанов (или все-таки носили?). 

Как одежда стала средством украшения и обозначения социального статуса? Как и зачем народы заимствовали одежду друг у друга и много ли «национального» в национальных костюмах? Только ли с физиологией связаны отличия мужского и женского костюмов? Как предметы одежды становились причинами политических кризисов и даже войн?

Как будет меняться одежда в будущем и почему фантасты, предсказывавшие полеты на Луну, не смогли предсказать появление миниюбки?

Об искусственной оболочке человека  поговорим  на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

 

Лекция №9. Припечатали. Печатный станок.

Очень и очень давно люди создали письменность. Это случилось не сразу. Но даже первые цивилизации оставили нам письменное наследие. Потом родилась книга, но еще очень долгое время процесс распространения письменной информации был одной из самых дорогих технологий, доступных человеку. 

Под занавес «темного средневековья» немецкий бюргер Иоганн Гутенберг открыл способ печати, сделавший книгу доступной многим. Именно с его изобретением историки связывают бурное развитие процесса познания в Европе в Новое время. Книга перестает быть предметом роскоши и становится рабочим инструментом и даже средством развлечения. Это стало самой заметной информационной революцией в истории цивилизации вплоть до появления персональных компьютеров и интернета.

Как печатная книга изменила мир? Почему мамаши XVIII века ругались на многочитающих детей? Откуда рождались идеи «собрать все книги да и сжечь» и какие книги действительно сжигали? Первые информационные войны, или как Гутенберг помог своему тезке Ивану Грозному (кстати, основавшему первую типографию в России). Обо всем этом – на очередной лекции цикла «Вещи изменившие мир».

 

Лекция № 10. От курьера до интернета.
Мгновенная связь (говорят, даже без брака)

Долгие века скорость передачи информации равнялась скорости самой резвой лошадки. При хорошо отлаженных почтовых и военных системах информация передавалась со скоростью 200 верст… в сутки.

Все изменилось в XIX веке, когда, благодаря гению изобретателей, слова стали передаваться со скоростью света. Началась современная информационная эпоха. Телеграф, телефон, радио, компьютеры – все это рождалось в бурном котле военных и промышленных технологий XIX  - ХХ веков. Инженеры были людьми изобретательными и находчивыми. Первая спутниковая радиосвязь заработала до запуска первого искусственного спутника Земли. Первые компьютеры обслуживало около двадцати матросов при двух офицерах. Знаменитый SOS не сразу стал сигналом бедствия, а сейчас уже не действует.

Как мир стал компактным и получил новую оболочку – инфосферу, поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

 

Лекция № 11. Стальные руки-крылья

Человек всегда мечтал о полете. Но целые столетия эта мечта могла осуществиться лишь во сне. Однако в конце XVIII случилось небывалое – началась эра авиации.

В 1903 году родился самолет – главный летательный аппарат человечества. Человек оказался в небе не заложником стихий, а гордым покорителем воздуха, поднявшись выше, пролетев дальше и быстрее, чем любое земное существо. Как это удалось? Кто построил первый самолет и как самолеты из игрушки для экстремалов превратились в грозные боевые машины и надежное транспортное средство?

Обо всем этом и многом другом поговорим на очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

 

Лекция № 12. «Поехали». Космический корабль

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, покинувшим пределы нашей планеты. Не меньшим героем, чем первый космонавт, стал первый космический корабль, перебравшимся из фантастических повестей в реальность. Но почему реальные корабли-спутники так не похожи на гигантов, бороздящих просторы космоса под обложками книг и на киноэкранах? 

Как конструкторам удалось решить задачу путешествий в среде, в которой вообще нет ничего живого? Какие опасности в космосе оказались мнимыми, а какие непредвиденными? 

Космическая эра была встречена с энтузиазмом, который довольно скоро сменился скепсисом. И тогда космическим кораблям пришлось доказывать право на существование. Как они это делали? И как делают сейчас? Почему новые модели космических кораблей разрабатываются так долго?

Поговорим о самом быстром транспорте человечества в ходе очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир». Ключ на старт!

 

Лекция № 13. Деньги. От ракушек до биткоинов

Когда и где появились деньги, сейчас сказать весьма сложно. Но они стали непременным атрибутом человеческих обществ, вступивших на путь созидательной деятельности. Из чего их только ни делали – из ракушек, драгоценных и не очень металлов, кожи, бумаги, пластика, а сейчас они вовсе ушли в виртуальную реальность.

Как менялись деньги? Что можно узнать, изучая старинные монеты? Что общего между банком и скамейкой в парке? Как деньги меняли человеческое общество? Обо всем этом поговорим в ходе очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».

 

Лекция №14. Светопись. От камеры обскуры до Инстаграма

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Эту истину человек постиг весьма давно. Но как сохранить увиденное? Едва человек обрел разум, он стал делать попытки сохранять изображение. Он пробовал камень, штукатурку, стекло, ткань, бумагу, попутно научился рисовать и превратил живопись в искусство.

Но в XIX веке нескольким талантливым изобретателям удалось впервые запечатлеть изображение напрямую, без преображения творческой волей человека. Родилась светопись,  или по-гречески – фотография.

Как фотография менялась сама и меняла мир? Как прошла путь от громоздких ящиков со стеклом до карманного смартфона и что осуществившаяся мечта принесла людям? Об этом поговорим в очередной лекции цикла «Вещи, изменившие мир».
 

Лектор: Александр Музафаров – руководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, писатель, публицист.
Автор научно-популярных книг по русской истории: «10 мифов о России», «По следам исчезнувшей России», «Семейные драмы российских монархов», «Евпатий Коловрат. Последний герой Древней Руси», «Забытые битвы Империи», «Великая Отечественная война: победа духа и традиции» (в соавторстве с П.В. Мультатули) и др.

 

Все  курсы Александра Музафарова:

Цикл лекций "История России. XVIII". Часть 1. 1676-1762 гг. 10 лекций. 12+

Цикл лекций "История России. XVIII". Часть 2. 1762-1801 гг. 9 лекций. 12+

Цикл лекций "История России. XIX". Часть 1. 1800-1848 гг. 10 лекций. 12+

Цикл лекций "История России. XIX". Часть 2. 1848 – 1881 гг. 10 лекций. 12+

Цикл лекций "История России. XIX". Часть 3. 1881 – 1920 гг. 12 лекций. 12+

Курс "Неизвестная Великая Отечественная Война". 11 лекций. 12+

Цикл лекций "Вещи, изменившие мир". 14 лекций. 10+

Курс "Киноистория". 11 лекций. 10+

Курс "Катастрофы, изменившие мир".7 лекций. 10+
 

 

Купить прошедшие лекции Лектория Kik в записи можно здесь:
https://goldfondkik.timepad.ru/

Сразу после покупки билета Вам на почту придёт письмо от TimePad с электронным билетом на мероприятие. Билет не понадобится! А понадобится ссылка от Лектория Kik. 
ССЫЛКА НА ЗАПИСИ
в письме от Лектория Kik придет на почту сразу после покупки билета. Пожалуйста, не попустите! 
Если Вы не увидели письмо от нас, проверьте папку СПАМ. 
А чтобы больше не разыскивать ссылки в спаме, можно добавить Лекторий Kik в адресную книгу.

♡ Чтобы быть в курсе всех наших мероприятий (и бесплатных тоже!), присоединяйтесь в наши чаты анонсов:
Telеgram —  https://tgme.pro/lecture_kik (только анонсы)
WhatsApp — Анонсы Лектория Kik (анонсы, работы детей, вопросы и ответы)

Подписывайтесь на страницу Лектория Kik в соцсетях.
www.instagram.com/lecture_kik/...
www.facebook.com/lecture.kik/...

До встречи!

Поделиться:

Сейчас
28 мая 2020 10:00 — 28 мая 2025 12:00

Событие пройдет онлайн

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов